Трек вокруг Аннапурны, отчет и фото - октябрь 2012 - часть 2 - Треккинг в Непале

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

March 2nd, 2013

07:19 pm - Трек вокруг Аннапурны, отчет и фото - октябрь 2012 - часть 2
Untitled_Panorama7 на спуске с тиличо - для жж

Первую часть отчета можно посмотреть здесь, а сейчас приглашаю прогуляться с нами чуть выше, на пятитысячные высоты.

На мой взгляд, люди, которые идут трек вокруг Аннапурны и не заходят при этом на озеро Тиличо, очень много теряют. Да, этот крюк требует как минимум два лишних дня, а в идеальном варианте все три, и тропа местами не лучшего свойства, но оно того стоит. Помимо того, что озеро само по себе очень красивое, дорога к нему тоже каждый раз производит на меня глубокое впечатление.

После прогулки к Ice Lake мы заночевали в Мананге (это последний оплот цивилизации для идущих выше: тут есть магазины, интернет, горячий душ и прочие материальные блага). После Мананга классическая тропа идет направо вверх к перевалу Торонг Ла, а менее заметная тропа на Тиличо сворачивает налево.

_DSC8093 долина тиличо

Первое время дорога ничем особо не отличается от предыдущих троп и тропинок:
_DSC7896 паша на пути к тиличо

Но после Шри Кхарки начинаются скально-осыпные участки:
_DSC7899 ваня-юля-паша на пути к тиличо

Тропа петляет в узких проемах между скалами:
_DSC7906 силуэты

Местами выходя на осыпные склоны:
_DSC8058 группа на пути с тиличо

Местами проходя по скальным полкам под нависаниями:
_DSC8067 володя и стена

Издалека смотрится внушительно (попробуйте разглядеть на этом фото человека на скалах):
_DSC8061 на скалах 2

Треккинговые палки тут явно не лишние, они помогают удержать равновесие и не "уползти" вниз. Передвигаться в иных местах приходится с осторожностью:
_DSC7928 паша под скалой

Вот этот скальный пояс мы успешно преодолели, впечатлений хватило:
Untitled_Panorama5 паша на пути к тиличо

К концу дня добрались до базового лагеря Тиличо (высота около 4150 м). Последний раз я тут был весной 2012, и тогда лоджей в этом местечке было всего 2. За лето местные умельцы успели отстроить третью лоджию, и она уже начала функционировать. Фото в базовом лагере с весны (осенью я почему-то не фотографировал в этом месте):
в базовом лагере тиличо

На следующий день с утра выдвинулись налегке наверх к озеру:
_DSC7935 подъем к тиличо

Путь к озеру занимает от 2 до 5 часов. Я привожу такой большой диапазон по времени, т.к. высота здесь уже довольно серьезная (само озеро находится на 4920 м, а ти-хауз над ним - на 5015 м), поэтому многие вынуждены передвигаться медленно из-за различных проявлений гипоксии. Так что 2 часа - это для хорошо тренированных спортсменов, имеющих достаточную акклиматизацию. Среднему человеку лучше рассчитывать на 3,5-4,5 часов.

Но вот, собственно, и само озеро Тиличо (панорама, снятая с соседнего холма высотой около 5150 м):
тиличо 1

Над озером нависает пик Тиличо (имеющий, впрочем, вовсе не пикообразную форму):
тиличо 2

Когда-то в далеком 1950-м этот массив преградил Морису Эрцогу дорогу к Аннапурне (этот колоссальный хребет по каким-то причинам не был нанесен на индийские карты местности, имеющиеся в распоряжении у Эрцога), и команде первопроходцев пришлось искать другой путь к вершине, с ее северных отрогов.

На озеро можно любоваться часами (если, конечно, вас не прихватила после подъема горная болезнь):
_DSC8021 тиличо и человек

Не каждый день случается остановиться на перекур с такими видами:
_DSC8025 ваня курит

На обратном пути в базовый лагерь можно идти не спеша, любуясь на уходящую вдаль долину реки Марсьянгди и на вершины "большого барьера" (так Эрцог окрестил хребет, включающий с себя Тиличо, Кхангсар Канг, Гангапурну и т.д.):
Untitled_Panorama7 на спуске с тиличо - для жж Кстати, отсюда видны не только вершины массива Аннапурны (справа). На фото выше слева - массив Чилу, а далеко впереди по центру - массив Манаслу.

Переночевали в базовом лагере Тиличо еще одну ночь, и двинулись в обратный путь по знакомому уже скально-осыпному участку:
_DSC8056 володя на пути с тиличо

На обратном пути из базового лагеря Тиличо в Як Кхарку стало окончательно ясно, что Володя (самый старший из участников нашей группы) чувствует себя плохо. Первые признаки усталости я заметил у него еще во время акклиматизационного выхода на Ice Lake, но доверился тогда его собственной версии: со слов Володи, он просто шел в своем темпе, не торопясь, и при отличном самочувствии. Надо сказать, что у Володи имеется очень хороший опыт горных походов (именно спортивных горных походов, а не треккинга, это очень разные вещи), имеется и неплохой высотный опыт (когда-то в более молодые годы он поднимался на Эльбрус). Поэтому, видя у него признаки усталости, начавшие прогрессировать начиная с 4000 м и по мере набора высоты, я первое время полагался на его собственный самоконтроль. Но я не учел, что последний раз Володя был на серьезных высотах много лет назад, а последние годы ходил в походы на уровне 3 - 4 тыс. метров, с ночевками преимущественно не выше 3500. Поэтому, с учетом возраста и не очень хорошей индивидуальной переносимости высоты, после нескольких дней нахождения на 4-5 тыс.метров организм его стал сдавать. Ситуация осложнилась тем, что Володя простудился и участок от Тиличо Бейз Кемпа до Як Кхарки шел буквально на последнем издыхании, даже полностью разгруженный (до этого он прекрасно обходился без помощи портера). Каких-то серьезных признаков гипоксии не наблюдалось, только крайняя усталость и опухшее лицо. С учетом того, что устал не один только Володя, я внес в наш график небольшие коррективы и устроил на следующий день дневку в Як Кхарке. За день отдыха самочувствие Володи если и улучшилось, то как-то мало заметно, поэтому я был рад, когда он сам принял решение поворачивать назад (иначе это решение за него пришлось бы принимать мне, а это всегда нелегко - отправлять человека вниз). Брать портера Володя отказался, обратный путь пролегал по уже знакомой дороге. Для контроля ситуации я проводил Володю до Мананга и там оставил его ночевать.

Надо сказать, что в Мананге (который находится на высоте 3500, т.е. на 500 метров ниже Як Кхарки, где мы последний раз ночевали) Володе стало, по моим наблюдениям, получше: даже опухлость с лица заметно сошла. Более-менее успокоившись за него и условившись о ежедневных сеансах связи,  я поспешил догонять группу, ушедшую в этот день наверх в Торонг Пхеди вместе с нашими портерами.

Последующие три дня по вечерам мы обменивались позывными из разряда "Сокол, Сокол, как слышите, я Беркут", и полученная от Володи обратная связь позволила окончательно успокоиться за него: по мере продвижения вниз ему становилось явно лучше и в итоге до Катманду он добрался даже на день раньше запланированного нами графика, где мы с ним и встретились благополучно неделей позже и на радостях обнялись.

Володя:
_DSC7914 володя

Я к чему рассказываю эту историю - чтобы развеять распускаемые отдельными людьми мифы о легкости трека вокруг Аннапурны, да и вообще непальского треккинга в целом. Как правило, такая оценка дается людьми достаточно сильными физическими и обладающими хорошей индивидуальной переносимостью высоты (последнее свойство особенно важно в горах). Но опасность чтения подобных отзывов на различных форумах состоит в том, что не все понимают: свою оценку такие люди дают с примеркой исключительно на себя. Им было легко, им было хорошо, они видели группу китайских пенсионеров, проходящих пятитысячный перевал, и сделали вывод, что тут всем легко. А тот факт, что из группы китайских пенсионеров половина приползла на перевал с зелеными лицами, прошел как-то мимо этих людей, да они просто и не могли этого видеть: отхлебнув коньяку из фляжки, они поспешили вниз, задолго до прихода последних страдальцев.

Наша осенняя группа была средней по физической подготовке. Легко было, пожалуй, только двоим: Диме и Оле. Себя я не считаю, т.к. у меня уже была хорошая акклимашка. Остальные в той или иной мере ощутили тяжесть высоты. Володе пришлось повернуть. Петя - молодой, здоровый парень (до 3000 метров он пер как лось без разбору, что вверх, что вниз) - всю высотную часть трека промаялся с головной болью, хотя акклиматизационный график у нас был довольно плавный (имел место как раз случай индивидуальной непереносимости высоты). Остальные тоже от легкости не прыгали.

А вот, кстати, и Петя в день отдыха в Як Кхарке. С его собственных слов, это был первый день, когда у него, наконец, не болела голова, и он смог "увидеть горы":
_DSC8090 петя в нирване

После внеплановой дневки в Як Кхарке народ жаловался, что заставить себя снова идти было очень тяжело :) Но при этом на следующий день перевал дался нам довольно легко, разве что у Пети опять голова разболелась.

Как видите, голова болела не у всех:
_DSC8097 вниз головой

Группа на перевале Торонг Ла, 5416 метров:
_DSC8100 группа на перевале

Спуск с перевала вниз до Муктината - это сброс высоты 1700 метров. Спускались не торопясь, с перерывами на отдых:
_DSC8115 отдых на спуске

В Муктинате решил в этот раз поэкспериментировать и забронировал комнаты в популярном лодже "Боб Марли". Что сказать... Больше не буду :) По-моему, кроме громкого названия и не менее громкой музыки, ничего хорошего там уже не осталось.

Переночевав в Муктинате и отдохнув после перевала, на следующий день сделали короткий переход до Джаркота, где и остановились на заслуженную дневку. Две идущие ниже фотки Джаркота привожу двухгодичной давности, т.к. в этот раз фотографировать не хотелось, но место красивое.

Жилые здания Джаркота и развалины средневековой крепости:
_DSC3671джаркот-для-фото-ру

Ступа с рогами в стиле религии бон:
_DSC3733ступа-с-рогами-лучшее-для-фото-ру

Сходили налегке прогуляться по окрестностям Джаркота:
_DSC8122 прогулки по мустангу
_DSC8132 на прогулке
силуэты_DSC8136

Я люблю Нижний Мустанг. Тут тихо (если знать, где ходить) и живописно.

осень в мустанге - для жж

Пахота на быках:
_DSC8126 пахота

У хозяина лоджа в Джаркоте купили яблок - было такое ощущение, что в жизни не ел таких сочных. Хотя вообще в это время года на всем протяжении трека по обе стороны перевала продают местные яблоки, что служит приятным дополнением к небогатому витаминами рациону.

На следующий день посетили деревеньку Дзонг, где зашли в местную гомпу:
_DSC8158 мальчик монах

Сам Дзонг крупным планом (фото тоже с прошлых лет, но с тех пор ничего не изменилось). На заднем плане - массив Дхаулагири:
деревня Джонг

Из Дзонга сразу направились в Кагбени. С этого пути открываются хорошие виды на Дхаулагири (8172 м):
_DSC8184 дхаулагири

Миновали заброшенную и почти не посещаемую туристами деревеньку Путак. В отличие от туристов, осень не обходит своей любовью эти места и исправно является сюда каждый год:
_DSC8173 осень в путаке обзий план
_DSC8171 осень в путаке крупно

Кагбени тоже встретило нас осенними лоскутками отдышавших полей:
осень-в-кагбени-сжат_DSC8190

Тут и закончился наш трек.

Парни дорвались до интернета:
_DSC8204 интернет

До Джомсома мы доехали уже на джипе, и далее до Покхары тоже добирались наземным транспортом: за два дня, с остановкой в Татопани на горячих источниках. Покхара встретила, как водится, теплом и всяческими соблазнами, коим все и предались дружно.

До Катманду долетели без приключений, там нас ждал уже уставший отдыхать Володя. Группа воссоединилась, чтобы на следующий день разлететься в разные стороны. Но мир тесен, а путешествия объединяют - как знать, может быть, многие видели друг друга не в последний раз :) По крайней мере, кое с кем я точно увижусь уже в весеннем сезоне этого года на новых маршрутах.

(27 comments | Leave a comment)

Comments:

From:sten910
Date:March 2nd, 2013 03:55 pm (UTC)
(Link)
во нагнал жути :) так это ты меня на этот маршрут звал весной? я бы там умер наверно )))) но места красивые очень и фотографии красивые... ты одну-две самых крутых давай в большом разрешении, где-нибудь 1300рх по длинной стороне
From:spirin_foto
Date:March 2nd, 2013 04:18 pm (UTC)
(Link)
Сергей, вы-то высоту нормально переносите. Я когда наблюдаю за своими участниками в баз.лагере Аннапурны, то уже могу заранее сказать, кто пройдет более сложные высотные треки, а кто нет. У меня в этой группе вокруг Аннапурны было 3 участника, ранее ходивших со мной к баз.лагерю - все трое чувствовали себя хорошо. Ну, с Димой, положим, все понятно, на нем воду возить можно, но Олег с Олей примерно Вашего возраста и вряд ли сильнее, чем Вы. Так что, это... осенью опять приглашаю :)
From:dutyfreezzz
Date:March 2nd, 2013 04:24 pm (UTC)
(Link)
Красотень! Казалось бы, одно и то же место, но совсем другие виды по сравнению c ABC. Кирилл, а этот трек легче или на уровне того, который к Эвересту? Что-то он меня напугал высотами и самочуствием участников;)
From:spirin_foto
Date:March 2nd, 2013 04:45 pm (UTC)
(Link)
АВС и Вокруг Аннапурны - два совершенно разных трека, пейзажи вообще не похожие. Хотя многие понаслышке воспринимают их как примерно одно и то же.
По градации сложности:
- наиболее легкий (доступный практически для всех) - АВС;
- средний по сложности - трек вокруг Аннапурны;
- наиболее сложный - трек к Эвересту (причем в разных его вариантах - и по классике, и через Гокио, и через Ренджо Ла) - он сразу начинается с 2700 м и далее рельеф идет только на повышение высоты.

Оля, тебе-то пугаться совершенно нечего. Из нашей осенней группы к АВС как минимум половина спокойно пройдет и трек вокруг Аннапурны, и трек к Эвересту - и ты в том числе. Естественно, при нормальном акклиматизационном графике.

Я почему и советую всегда в качестве первого трека АВС (или Джомсом, или Лангтанг) - потому что там проблем точно не будет, но зато уже можно будет с определенностью сказать, потянет ли человек в дальнейшем что-то более серьезное. Да люди обычно и сами чувствуют, сходив один раз.
From:dutyfreezzz
Date:March 2nd, 2013 05:39 pm (UTC)
(Link)
Ок, тогда продолжаю не курить и наращивать беговой километраж)) - возможно, к осени дойду до той кондиции, когда не просто пройду, а с удовольствием. Очень мне понравилось, как Ира у нас в конце всех сделала:)
From:spirin_foto
Date:March 2nd, 2013 06:47 pm (UTC)
(Link)
меня радует, что мои посты несут в себе пропаганду здорового образа жизни :)
From:n_khoroshkov
Date:March 2nd, 2013 05:38 pm (UTC)
(Link)
Я когда смотрел фото, все время думал: на какой это планете?
И когда я уже попаду туда??? :)
From:spirin_foto
Date:March 2nd, 2013 06:45 pm (UTC)
(Link)
меня это как раз и радует - что на нашей планете столько красивых мест, и жизни не хватит, чтобы все посмотреть
From:leva_by
Date:March 2nd, 2013 06:00 pm (UTC)
(Link)
че то я аж застремался. я просто вот в середине апреля буду круговой трек вокруг Аннапурны бомбить и отношусь к этому как к чему ну Крым на высоте:) а там весной на скально-осыпных участках по дороге к Тиличо вообще как состояние тропы ? там кошки вообще не нужны же ? а то в мои планы не входит тащить спец.снарягу, смотрю что там каски у народа есть. я ее тоже не планирую брать.
From:leva_by
Date:March 2nd, 2013 06:04 pm (UTC)
(Link)
да и как там со снегам ? он уже на тропах сошел же и вообще в целом.
From:spirin_foto
Date:March 2nd, 2013 06:44 pm (UTC)
(Link)
ну, это не Крым точно :) состояние тропы на Тиличо да и вообще в целом - тут как повезет, все зависит от снежной обстановки. Тропа на Тиличо вообще проходит по склонам южной экспозиции, поэтому зимний снег к апрелю там уже растает, но проблема в том, что в апреле может выпасть и свежий снег: пригреется на солнце, за ночь подморозит, и пожалуйста - тропа снежно-ледовая. Бывали случаи, когда без кошек было просто не пройти. Это при том, что такая ситуация может продержаться всего 2-3 дня, и за это время снег подчистую растопится. Я бы кошки брал на всякий случай, если есть желание попасть на Тиличо и не зависеть при этом от погодных условий. Иногда весной и на перевале может нападать свежего снега под полметра, и люди вынуждены поворачивать назад.

А каска - это на ваш собственный страх и риск. Вероятность схода камней ничтожна, но она все-таки существует. В моих группах на этот трек участники берут каски. 99,9 % остальных ходят без касок. Статистикой н/с в Непале вряд ли кто-то занимается :)
From:leva_by
Date:March 3rd, 2013 06:01 am (UTC)
(Link)
спасибо. кошки нет, спец.снарягу не хочу - вес лишний, так и до веревки с беседкой дойдет:) если не дойду, будет повод присоединиться к вам осенью.
From:savchenko_alex
Date:March 3rd, 2013 12:37 am (UTC)
были в одно время
From:spirin_foto
Date:March 3rd, 2013 06:08 pm (UTC)
(Link)
да, на этом же треке? а где фото можно посмотреть?
From:andreydehtyaruk
Date:March 3rd, 2013 02:25 am (UTC)
(Link)
Интересный пост и опять красивые фотографии! Понравилось.
From:spirin_foto
Date:March 3rd, 2013 06:08 pm (UTC)
спасибо!
From:pa_leo_lit
Date:March 3rd, 2013 01:43 pm (UTC)
(Link)
Ох, тут есть о чем подумать!
А существует ли возможность заранее хоть примерно прикинуть возможности своего организма и его реакцию на такие высоты?
From:spirin_foto
Date:March 3rd, 2013 06:16 pm (UTC)
(Link)
реакцию на высоту вряд ли можно прикинуть заранее. Это проверяется, к сожалению, только на высоте. Но возможности организма все же отличаются у человека тренированного (привыкшего к длительным физическим нагрузкам) и нетренированного. Т.е., если взять двух людей с одинаково плохой индивидуальной переносимостью высоты, но при этом один из них занимается бегом и спокойно пробегает, допустим, 10 км за 50 минут, а второй с трудом пробегает 3 км за 25 минут, то первому человеку будет тяжело, но он пройдет маршрут подобный описанному здесь (это все-таки еще далеко не запредельные высоты), а вот второй человек может просто не справиться с нагрузками и будет вынужден повернуть.
From:(Anonymous)
Date:October 21st, 2013 03:59 pm (UTC)
(Link)
Замечательный репортаж, в следующем году обязательно подтянусь. :) У меня друзья недавно вернулись из похода на Кайлас, на вопрос о "горняшке", сказали: сидели на таблетках... А как Вы к этому относитесь? Имеется такой опыт?
From:spirin_foto
Date:October 22nd, 2013 07:24 pm (UTC)
(Link)
к таблеткам надо разумно относиться, как и ко всему прочему :) одно надо понимать четко: панацеей от горной болезни они не являются. Таблетки помогают легче переносить негативные проявления горной болезни в ее легких стадиях (головная боль, ухудшение пищеварения), но грамотную акклиматизацию они не заменят и при тяжелых формах горной болезни таблетки не эффективны (помогает в таких случаях только сброс высоты). Иметь таблетки про запас - необходимо, злоупотреблять ими - бессмысленно и вредно для организма.
From:afrika192736
Date:March 4th, 2013 09:16 pm (UTC)
(Link)
совершенно потрясающие красоты. и очень ты их мастерски показываешь на снимках. честно, я очень сильно твой поклонник. я бы даже сказала дистанционное око, следящее и восхищающееся )))
From:spirin_foto
Date:March 5th, 2013 05:21 pm (UTC)
(Link)
Ира, как всегда, после твоих слов хочется расправить грудь и стремительно впорхнуть на вершину Эвереста по какому-нибудь непройденному стенному маршруту :)
From:(Anonymous)
Date:March 29th, 2013 03:39 pm (UTC)
(Link)
Осенью в какое время пойдете? Есть ли возможность поучаствовать?
From:(Anonymous)
Date:March 29th, 2013 03:46 pm (UTC)
Slivovca@yandex.ru
From:spirin_foto
Date:April 2nd, 2013 08:59 am (UTC)
(Link)
осенью 2013 - октябрь-ноябрь, точные сроки вывешу в ЖЖ после окончания весеннего сезона - в июне.
From:flying_away
Date:April 8th, 2013 03:05 pm (UTC)
(Link)
ух... красота все-таки необыкновенная.
это мне все последние дни хотелось почитать еще раз про трек вокруг Аннапурны :) а то когда читала в первый раз - все треки на одно лицо)))
только вернулись, а уже скучаю по нашей группе...
From:livejournal
Date:June 6th, 2014 05:22 am (UTC)

Трек вокруг Аннапурны, отчет и фото - октябрь 2012 - часть

(Link)
Пользователь apotap сослался на вашу запись в своей записи «Трек вокруг Аннапурны, отчет и фото - октябрь 2012 - часть 2» в контексте: [...] Оригинал взят у в Трек вокруг Аннапурны, отчет и фото - октябрь 2012 - часть 2 [...]