Трек к Эвересту и Айленд Пик - фотоотчет. Часть 4 - Чо Ла, Кала Патар и Базовый лагерь Эвереста. - Треккинг в Непале

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

July 20th, 2013

12:35 am - Трек к Эвересту и Айленд Пик - фотоотчет. Часть 4 - Чо Ла, Кала Патар и Базовый лагерь Эвереста.
_DSC9976 у обрыва на спуске с чо ла - 900 px

Продолжаем рассказ про треккинг к Эвересту в апреле 2013 (с прохождением перевалов Ренджо Ла и Чо Ла, подъемом на Сандер Пик, Гокио Ри и Кала Патар, а также с восхождением на Айленд Пик).

Предыдущие части фотоотчета можно посмотреть по ссылкам:
- Часть 1. Акклиматизационная.
- Часть 2. Сандер Пик, первая высота.
- Часть 3. Ренджо Ла и Гокио Ри.

Здесь же я расскажу про переход через перевал Чо Ла (5350 метров), наш дальнейший путь до Горакшепа, посещение базового лагеря Эвереста, прогулку по ледопаду Кхумбу и подъем на Кала Патар (5630 метров).

Помимо своих собственных снимков, в этой части отчета я использовал фото своих товарищей по походу, а именно:
- фотографии из альбома Маши Александровской (http://www.flickr.com/photos/masha_alex/sets/72157633721220963/);
- фотографии Дмитрия Бокарева (https://www.icloud.com/photostream/#A1GfnH8tJHqlgQ);
- 360-градусные панорамы Антона Кулаковского с проекта http://www.panoramico.ru/.

После спуска с Гокио Ри и плотного завтрака мы покидаем наш гостепреимный лодж в Гокио и, перевалив через морену ледника Нгозумба, спускаемся на сам ледник. Нам предстоит его пересечь, чтобы дойти до Драгнака (местные называют его Тагнак - это последние лоджи перед перевалом Чо Ла, если идти с этой стороны).

Вот так выглядит ледник Нгозумба вблизи (фото Маши Александровской). Попробуйте разглядеть людей на снимке:
30 - переход через нгозумбу
С морены, кстати, камешки простреливают периодически. Лучше одевать каски на этом участке.

Переход через ледник занимает около часа, и потом еще около получаса до Драгнака. С учетом утреннего подъема на Гокио Ри, с нас на сегодня хватит: оставшуюся половину дня надо отдохнуть.

Лодж в Драгнаке был оценен нами как один из лучших на треке. Деревянная отделка, отлично заделанные окна, из которых не дует, прекрасная кухня. Вот только душ подкачал, что-то там у них не заладилось с газом. В итоге, Женя помылась под холодной водой. Похоже, это и стало причиной серьезной простуды, которой потом суждено было немного скорректировать наши планы.

Драгнак находится на высоте 4700 метров. Перевал Чо Ла - 5350 метров. Не такой уж большой набор. На следующее утро уже через 1,5 - 2 часа мы его увидели. Перевал - скальная седловина справа на фото:
_DSC9911 группа на фоне чо ла

Собственно, до этого места, где позирует группа на верхнем фото, идет вполне сносная тропа. Набор высоты постепенный.

Оглядываемся назад - симпатично. Фото Маши Александровской:
31 - вид с чо ла в долину гокио

Дальше до перевального взлета идти еще около часа, тропа петляет среди старых моренных завалов и становится заметно хуже (после снега ее бывает вообще сложно отыскать).

Смотрим 360-градусную панораму от Антона: подход под перевал Чо Ла.

Сам перевальный взлет имеет скально-осыпной характер, причем в нижней части осыпь "живая": ползет под ногами. Мы поднимались в утренние часы, когда склон был еще в тени, поэтому сверху ничего не падало. Но каски на всякий случай нацепили. После обеда мне доводилось видеть, как по склону сходили камни. Или еще часто бывает, что камни спускают не очень осторожные треккеры, идущие сверху над тобой. В общем, каска лишней не будет, хотя будьте готовы к тому, что у встречных (особенно у непальских гидов) ваш вид будет вызывать недоумение.

Подъем дался нам довольно легко и обошелся без приключений. Группа на перевале. Одна из немногих фоток, где можно увидеть нашу непальскую команду сопровождения в полном составе (слева Нагендра, справа Манадж, по центру Кумар):
_DSC9917 группа на седловине чо ла

Как видно из верхней фотографии, с перевала на другую сторону (в долину реки Чола Кхола) уже сползает закрытый ледник. Закрытыми называют ледники, покрытые слоем снега. Их опасность в том, что под снегом не всегда можно разглядеть трещины во льду.

Антон, пользуясь свободным временем, снимает очередную 360-градусную панораму: смотреть панораму, вид с перевала Чо Ла.

За полгода (я был здесь перед этим осенью 2012) ледниковые трещины сместились. Если раньше спуск с перевальной седловины проходил по скалам левого борта, то теперь все поменялось: на ледник мы выходили с правой стороны. Связываться не было необходимости: снег старый осевший, трещины под ним хорошо заметны опытному глазу.

На леднике:
_DSC9919 переход по леднику чо ла

Собственно, сам по себе переход через ледник занимает не более 10-15 минут, далее следует уходить на скально-осыпные склоны правого борта долины.

Для тех кто пойдет здесь впервые, предупреждаю: воздержитесь от соблазна спускаться далее по леднику, путь по которому кажется сначала таким привлекательным. Во-первых, дальнейшее продвижение потребовало бы уже перехода в связках. А во-вторых, уже довольно скоро ледник обрывается вниз крутыми ледовыми сбросами, после которых следует зона скальных "бараньих лбов", спуск по которым невозможен.

Продвигаемся по засыпанной снегом крупной сыпухе, а справа на фото как раз можно видеть, как круто обрывается вниз ледник:
_DSC9921 обход ледопада

Оцените масштабы (слева на фото можно разглядеть фигурки людей, если присмотреться):
Untitled_Panorama5 ледник чо ла - копирайт 1000

Матрица, люди в черном:
_DSC9922 матрица

Портеры на спуске (фото Маши Александровской):
32 - портеры на спуске с чо ла

Проходим еще немного, и замираем - виды какие-то запредельные, просто космос:
Untitled_Panorama6 - сжат. 1000

Группа в созерцании :) Слева вдали - Ама Даблам, справа над долиной нависает Аракамтце (местные очень часто путают эту гору с Чолатце, но это не так - на самом деле, Чолатце находится дальше за Аракамтце, на фотографии ее стены лишь чуть выглядывают):
_DSC9976 у обрыва на спуске с чо ла - 900 px

Не знаю, скорее всего, фотографии не передают того, что реально чувствуешь в этом месте. Одно из моих любимых мест на треке.

Ама Даблам еще раз покрупнее. Дима, у нас все в силе :)
_DSC9979 ама даблам 900
Внизу виднеется не оттаявшее еще озеро Чола Тзцо, а чуть выше озера можно разглядеть крыши домиков в Дзонгле.

Дзонгла - наш сегодняшний путь назначения. По удобствам это местечко - что-то по типу Лунгдена, дела обстоят довольно печально (кормят плохо, душа нет и далее по списку). В принципе, за день после Чо Ла можно сразу дойти до Лобуче, но долина Дзонглы уж больно красивая, не хочется проскакивать ее на бегу. В конце концов, мы сюда пришли не за комфортом.

После обеда отправляюсь погулять по окрестностям. Спускаюсь к обрыву над озером:
_DSC9988 озеро чола цзцо

Погода начинает портиться:
_DSC0012 ама даблам за час до снега

Возвращаюсь, практически перешагивая через куропаток по типу этой:
_DSC0022 куропатка

Википедия сообщает нам, что это гималайский улар, или гималайская горная индейка. Птица семейства фазановых. В Непале их называют "конгма". В районе Эвереста есть даже перевал, названный в честь этих пташек: Конгма Ла. Распространены они довольно широко в разных частях Гималаев, я встречал их практически повсюду, но особенно много -  в районе поселка Гокио. Там они подходят прямо к лоджам стаями по 20-30 голов и совершенно не боятся людей (охотиться среди местных не принято).

Напоследок фотографирую путь нашего сегодняшнего спуска с перевала (обозначен красным пунктиром):
_DSC9993 путь спуска с чо ла

Вечером начинается снег. Засыпаем под хрипенье, сопенье и пуканье братьев-китайцев за перегородкой.

Утро встречает нас белым цветом (фото Маши Александровской):
33 - утро в дзонгла

Дима ест снег, ему явно не хватает мороженого (фото Димы, он сам как-то умудрился себя заснять):
33.1 - дима ест снег

Утром выясняется, что Женя чувствует себя совсем плохо, ночью была температура. Что делать, пока не понятно. Откладываю решение до Лобуче: в любом случае, нам надо сначала выйти на основную турмагистраль этого района.

Маша тоже кашляет как-то нехорошо. Она еще зимой перед Гималаями перенесла затяжной бронхит, а тут, конечно, условия не лучшие для восстановления.

Ходячим лазаретом медленно выдвигаемся в сторону Лобуче. Манаджа с портерами отпускаю вперед, чтобы они быстрее добежали до Лобуче и не мерзли. Снег продолжает идти, тропу замело, видимость плохая - ориентироваться зачастую непросто, но тут такой рельеф, что сложно сбиться с пути, если уже ходил раньше этой дорогой. Идем, пробуксовывая на скользкой тропе. Через какое-то время мне это надоедает, останавливаемся надеть кошки. В кошках дело пошло веселее, уже не приходится контролировать каждый шаг.

Из белой пелены выплывают яки:
_DSC0034 яки в непогоду

За полчаса до Лобуче снимаем кошки, дальше уже идти по-ровному. Видно, что Жене совсем тяжело, снова поднялась температура, кашель опускается ниже. Для меня понятно, что идти выше ей нельзя в таком состоянии. Женя еще не догадывается о моих предательских замыслах, и полна надежд.

В Лобуче находим Манаджа с портерами, обедаем, и за обедом озвучивается решение: Женя спускается вместе с Манаджем и Кумаром вниз до Фериче, на высоту 4200, где ей отводится три дня на выздоровление перед Айленд Пиком. Встретиться договариваемся через три дня в Дингбоче (это соседняя с Фериче деревня, на 200 метров выше по высоте). Манаджу дается тайное указание спускать Женю еще дальше вниз, если болезнь будет прогрессировать. Знала бы об этом Женя, придушила бы меня :)

Маша с Володей после некоторых раздумий решают идти с нами в Горакшеп, у Маши состояние неважное (похоже, все-таки бронхит вернулся), но вроде как не критическое.

Расстаемся с Женей, Манаджем и Кумаром (у Жени слезы на глазах, обидно до чертиков). Они уходят вниз, мы топаем наверх, и через пару с небольшим часов достигаем Горакшепа. Высота тут около 5200 метров. Пожалуй, это самое высокое место в мире, где оказываются гостиничные услуги. Поправьте меня, если я не прав.

В лодже в Горакшепе:
_DSC0081 в лодже в горакшепе

Народ толпится у печки, за окном не Ташкент:
_DSC0082 погреться у печки

Утром у нас был запланирован подъем на Кала Патар, но проснувшись, я обнаружил, что все затянуто кругом, и дал группе отбой. Однако когда мы проснулись через пару часов, облака на короткое время растянуло.

В солнечном свете Горакшеп смотрится жизнерадостно, не говоря уже об окрестностях:
_DSC0043 горакшеп в снегу и лошади

Слева на нижнем фото - красавица Пумори (7138 м), а чуть ниже под ней - Кала Патар (5550 метров по карте, но по факту около 5630 м). Кала Патар - заветная цель большинства идущих сюда. Фотография Эвереста и Нуптце, снятая с Кала Патара - это практически как снимок Василия Блаженного на Красной площади, настолько узнаваем уже этот вид. На фото видны две паралельно идущие тропы, протоптанные на Кала Патар:
Untitled_Panorama7 горакшеп 1000

А теперь взгляните на 360-градусную панораму этих мест, снятую Антоном: смотреть панораму.

Надо бы нам было не спать, а подниматься на Кала Патар в этот день - как раз к моменту подъема распогодилось бы. Но решаем отложить подъем на следующее утро (как потом оказалось, зря), а сейчас пока отправляемся к базовому лагерю Эвереста.

Тропа проходит по боковой морене ледника, сам ледник распростерся внизу справа по ходу:
_DSC0047 света по дороге в баз лаг

_DSC0046 по дороге в баз лаг

Гималайские индейки и сюда добрались (фото Маши Александровской):
38 - куропатки на леднике

Выходим на ледник (фото Димы):
40 - на леднике кхумбу - фото димы

А вот и базовый лагерь, высота около 5300 метров. Мне называли цифру, сколько тут было экспедиций этой весной, но я забыл. Кажется, больше ста. На картинке мы видим лишь малую часть, лагерь раскидан по леднику на довольно большой площади. Фото Маши Александровской:
36 - баз лаг

Еще одно фото от Маши:
37 - баз.лаг

Фото Димы (за палатками уже можно видеть начало ледопада Кхумбу):
41 - баз лаг - фото димы

Рекомендую посмотреть 360-градусную панораму от Антона (она поможет лучше прочувствовать атмосферу и масштабы этих мест): смотреть панораму.

В самом палаточном городке мы надолго не задерживаемся. Ребятам хотелось погулять среди сераков ледопада Кхумбу, поэтому мы захватили с собой кошки и объединили ознакомительную экскурсию с тренировкой.

Одеваем кошки:
_DSC0056 одеваем кошки

И ступаем на легендарный лед:
_DSC0059 прогулки по ледопаду 1

Володя что-то мечтательно мурлычит на предмет того, что вот, мол, может быть, мы идем как раз по тому льду, по которому когда-то поднималась советская экспедиция 82 года, а ледник только сейчас сюда сверху дополз. Пытаюсь осмыслить предложенную гипотезу :)

_DSC0063 прогулки по ледопаду 2

Наломало тут, конечно, изрядно:
_DSC0065 ледопад

Цвет льда на сколах очень красивый. Обидно, что пасмурно - освещение не лучшее.
_DSC0066 на ледопаде 3

_DSC0069 ледопад еще

Погуляли, пора и честь знать. Поворачиваем назад. На фото ниже можно видеть, что ставить правильно кошки не все еще научились :)
_DSC0077 прогулки по ледопаду 4

Покидаем затихший базовый лагерь и возвращаемся в Горакшеп. А яки, наоборот, идут нам навстречу. Снабжение не дремлет :)
_DSC0079 яки в горакшепе

На следующий день поднялись по темноте. Выхожу на улицу - тихо падает мелкий снег, а облака так густо все окутали вокруг, что дальше десяти метров вообще ничего не видно. Но мы надеемся, что с рассветом распогодится, как и вчера. Выходим на Кала Патар.

Точнее, пытаемся выйти. Ибо тропу в такой пелене найти совсем не просто. Вчерашние следы засыпаны снегом, видимость почти нулевая, GPS отказывается работать в таких условиях. Я сначала бодро шагаю вперед в нужном, как мне кажется, направлении, но через 5 минут перед нашими удивленными глазами снова выплывают из мрака огни лоджа :) Хм, дали маху. Врубаем компас, чтобы уже наверняка подойти под склон. Подходим. Вот он, склон. Но в каком месте мы под него вышли - опять же, не совсем понятно. Мне кажется, что начало тропы наверх должно быть чуть правее. Идем направо. Проходит еще 10 минут, отворота не видно, и становится понятно, что тропа все-таки начиналась левее. Возвращаемся назад, облака немного рассеиваются - и точно, видим, что тропа наверх начинается метрах в пятидесяти левее от того места, где мы неправильно свернули в первый раз.

Потеряв полчаса на блуждания, начинаем, наконец, подъем. Видимость становится получше (в смысле, видно уже не на 10 метров), за нами уже тянутся мерцающие огоньки фонариков других треккеров, через полчаса нас нагоняют соседи по лоджу, молодые ребята из Израиля. Мы не торопимся, горы все равно еще скрыты в облаках.

Однако на этот раз Джомолунгма так и не соизволила открыться. Лишь Пумори изредка показывалась в небесных просветах:
_DSC0118 пумори в просвете

Так что классическую картинку с Кала Патара мы не увидели. Зато можно было ловить довольно интересное освещение, пробивающееся сквозь облака:
_DSC0090 на калапатар 1

_DSC0091 на калапатар 2

Проторчали полчаса на вершине, заказанное кино не показывают.
_DSC0096 с кала патара

Зато показывают незаказанное:
_DSC0099 на спуске с кала патара 1

Облака гуляют по долине Кхумбу:
_DSC0114 на спуске с кала патар 3

И посреди этого сюра мы спускаемся в Горакшеп:
_DSC0103 на спуске с кала патара 2

Ну и немного жести напоследок. "Hot Shower" по-гималайски. О том, как местные красавицы в Горакшепе моют голову. Даже не надейтесь, что они используют для этого горячую воду, пусть вас не смущает надпись на заднем плане :) Фото Маши Александровской. Маша, это шедевр.
39 - мытье головы в горак шепе

В этот же день мы уходим вниз - до Лобуче, и дальше до Дингбоче, на встречу с Женей, Манаджем и Кумаром. Треккинговая часть маршрута заканчивается, впереди Айленд Пик, но об этом отдельно в продолжении, с которым можно ознакомиться по ссылке:
- Часть 5. Восхождение на Айленд Пик.

P.S. Напоминаю, что желающие сходить на треккинг в Непале вместе со мной могут найти информацию о ближайших мероприятиях в верхних постах моего журнала: http://spirin-foto.livejournal.com/

(25 comments | Leave a comment)

Comments:

From:sten910
Date:July 19th, 2013 11:08 pm (UTC)
(Link)
умный в горы не пойдет, а будет читать посты Кирилла :)))
From:spirin_foto
Date:July 20th, 2013 07:58 am (UTC)
(Link)
Сергей, я спекулирую на том, что умные люди как никто другой любят совершать глупости :) Согласно статистическим данным, в моих группах 30% составляют кандидаты и доктора наук :)
From:sten910
Date:July 20th, 2013 10:52 am (UTC)
(Link)
а что и в нашей группе такие были?
From:spirin_foto
Date:July 20th, 2013 08:27 pm (UTC)
(Link)
Сергей, вообще-то мне казалось, что Вы тоже этим грешны :) или я уже запамятовал чего-то?
From:sten910
Date:July 21st, 2013 01:49 am (UTC)
(Link)
не, я не грешен, слава богу :)))
From:spirin_foto
Date:July 21st, 2013 07:14 am (UTC)
(Link)
ну вот, всю статистику мне портите. Какой бы из Вас д.т.н. получился, залюбуешься. Получается, что да, тогда у нас в группе обошлось без ученых степеней :)
From:andrey_chirko
Date:July 20th, 2013 07:14 pm (UTC)
(Link)
горы, ледники, жизнь в другом измерении - как хочется взглянуть на эту красоту хоть одним глазком... путешествие, конечно, комфортным не назовешь, но чтобы увидеть эту красоту, надо что-то преодолеть, оставить частичку себя)
From:spirin_foto
Date:July 20th, 2013 08:36 pm (UTC)
(Link)
ну, насчет "комфортным не назовешь" я бы не согласился :) Кто к чему привык, конечно. Но найдется немного стран, которые имели бы такую развитую инфраструктуру в горах, как Непал. Система лоджей, налаженное питание, электричество, душ и прочее - для многих это становится приятным сюрпризом, особенно для людей, имевших до этого горный опыт в странах СНГ. Так что я бы сказал, что непальский треккинг - это просто верх комфорта, если сравнивать с горными походами по Кавказу, Тянь-Шаню, Памиру, Алтаю и прочим "более родным" горным системам :)
From:andrey_chirko
Date:July 21st, 2013 06:00 am (UTC)
(Link)
в сравнении с другими походами, да, наверно. ходил в конный поход на Алтай, там, конечно, про удобства говорить не приходится, хотя на себе тоже ничего не перли - все везли лошадки...
From:spirin_foto
Date:July 21st, 2013 07:17 am (UTC)
(Link)
на Алтае в последние годы тоже здорово возрос поток туризма (по крайней мере, в долине Аккема и Кучерлы), так что не исключено, что местные жители скоро переймут передовой непальский опыт :)
From:andrey_chirko
Date:July 21st, 2013 10:16 am (UTC)
(Link)
поток туризма может быть и возрос, но уровень туристического сервиса и услуг в России в целом и на Алтае в частности остается очень невысоким. Организация похода и общее отношение инструкторов на Алтае очень не понравились...
From:spirin_foto
Date:July 21st, 2013 05:42 pm (UTC)
(Link)
тут, наверное, как повезет - на кого попадешь... У меня хорошие знакомые в прошлом году ходили на Алтай как раз в конный поход, им организация понравилась, в этом году едут второй раз (уже с ребенком) через тех же организаторов. Но инфраструктура на местах, конечно, слабо развита. И я даже не знаю, хорошо это или плохо: развитие "удобств" в горах - палка о двух концах.
From:andrey_chirko
Date:July 21st, 2013 06:33 pm (UTC)
(Link)
да, тут как повезет... у нас вообще в походе инструкторами были какие-то местные студенты, которые в экстремальной ситуации (к сожалению произошедшей со мной:(( повели себя очень непрофессионально, хорошо что врачи успели помочь... как результат похода-сломанная рука у меня, у другой девочки выбитые зубы - лошадки постарались...
Ну а так, на Алтае очень понавилось, красивейшие горы, природа вокруг, добираться только сейчас стало дороговато и далековато (от Барнаула)

From:spirin_foto
Date:July 21st, 2013 06:42 pm (UTC)
(Link)
Сочувствую и желаю, чтоб такой опыт не повторялся.
From:andrey_chirko
Date:July 22nd, 2013 04:24 am (UTC)
спасибо!
From:(Anonymous)
Date:July 21st, 2013 03:45 pm (UTC)
Привет Кирилл!
С ограмным интересом читаем твои отчеты и с нетерпением ждем новых. После них нестерпимо хочется сорваться с места, бросить все суетные дела и рвануть в горы. Виды на этом треке просто порясающие, аж завидки берут. А панорамы Антона - это нечто, аж дух захватывает, причем не только у нас, но и у нашей кошки Маруси (мы ее подобрали месяц назад). Она аж стойку сделала на задних лапах и смотрела не отрываясь. Наверно она у нас в душе снежный барс.http://yadi.sk/d/nW4kDb4s733J7 (http://yadi.sk/d/nW4kDb4s733J7)

Владимир, Светлана (Москва)
From:spirin_foto
Date:July 21st, 2013 05:33 pm (UTC)
(Link)
Володя, Света, здравствуйте! похоже, вы и правда снежного барса завели :) в следующий раз в Непал - только с Марусей!
From:Владимир Ал
Date:July 21st, 2013 05:26 pm (UTC)
(Link)
На волне эйфории, что я топчусь в кошках по ленику Кхумбу (!), я действительно брякнул что-то типа, что «мы, возможно, ходим по тому льду, где ходила в 82 году первая советская экспедиция на Эверест». Полностью подтверждаю сказанное Кириллом в отчёте.

Теперь подошла пора сухих «научных» рассчётов (надо же как-то отчитываться за свои слова...).
Итак, с тех пор прошло 2013-1982=31 год. Интернет сходится на мнении, что скорость движения ледника Кхумбу составляет около 180 м в год. Можно полагать, что за этот 31 год ледник «сполз» на 5,5 км.
Мы топтали его лёд примерно в километре от окончания ледопада, а начало его крутой части от нас находилось примерно в 3 км (может, чуть дальше). Поэтому вполне «научно» можно считать, что мы действительно ходили по льду, на который (уже вполне естественно, а не научно) «ходили по нужде» участники той экспедиции, когда они в мае 1982 года жили в верхнем базовом лагере, что был поставлен выше ступени ледопада. Конечно, прямые результаты жизнедеятельности «наших ребят» явно отсутствовали (я приглядывался: наверно, унесены водами в Индийский океан). Жаль, конечно, что нет прямого подтверждения, но во многих «научных» вопросах большую долю занимает вопрос «веры»: веришь ли ты сам в то, что ты говоришь... (**в его голосе звучит плохо скрываемая самоирония**)
From:spirin_foto
Date:July 21st, 2013 05:48 pm (UTC)
(Link)
Володя, вот это, я понимаю, основательный подход к вопросу! Как после этого можно еще не верить? Главное, как вовремя мы там оказались! Отложили бы на 2-3 года, и нечем гордиться - уполз бы ледничок!
From:Надя Салахова
Date:July 23rd, 2013 08:30 am (UTC)
Привет)
даже от фотографий мурашки бегут, очень хочется увидеть это своими глазами!

100 экспедиций за один сезон..... ничего себе размахи. Интересно, а соотношение спортивных против коммерческих какое?

Надя, Москва
From:spirin_foto
Date:July 23rd, 2013 10:02 am (UTC)
(Link)
привет, Надя! не уточнял, но почти уверен, что коммерческих экспедиций больше. Тут, наверное, уже сложнее проводить грань между спортивным и коммерческим, т.к. даже спортивные экспедиции вынуждены использовать сервис, навязываемый правительством Непала. Я под спортивными экспедициями понимаю команды, которые не нуждаются в услугах гидов при восхождении.
From:Надя Салахова
Date:July 23rd, 2013 11:22 am (UTC)
(Link)
ну да, могла и не спрашивать...) в вики пишут про пробки на восхождении в хорошую погоду...
From:Masha Alexandrovski
Date:July 23rd, 2013 07:59 pm (UTC)
(Link)
Кирилл, это я впечатления моей подруги с ее согласия обнародую. Люди, понимающие толк в горах, или, скорее, просто понимающие, не остаются равнодушными :))

"ООООх!!! Почитала-посмотрела 4 отчета Кирилла. Ну прямо слезы на глазах - как это все прекрасно, какое чудо... Текст, и фото, и панорамы - все затягивает, завораживает, погружает в какое-то непередаваемое состояние - не хочется и выныривать. Я еще лучше стала понимать твой непроходящий восторг от этого необыкновенного места, от самого этого события. Ну если даже я, зритель-читатель, так погружаюсь и улетаю, то какое это счастье для вас.
Такая вот ретрансляция - от вас ко мне... Спасибо!!
Еще, кстати, Кириллу отдельное и огромное спасибо за хороший русский язык. И за текст - легкий, дружественный и причем грамотный! - это такая нынче редкость."
From:spirin_foto
Date:July 24th, 2013 07:15 am (UTC)
(Link)
Маша, это так приятно! Такие слова здорово подкрепляют и придают уверенности в том, что я занимаюсь не совсем бесполезным делом :) Если не сложно, передай от меня большое спасибо своей подруге, я ей очень благодарен. И тебе спасибо - за то, что поделилась.
From:livejournal
Date:July 30th, 2013 05:25 pm (UTC)

Айленд Пик, апрель 2013 - восхождение в "непальском сти

(Link)
Пользователь sshsecurity сослался на вашу запись в записи «Айленд Пик, апрель 2013 - восхождение в "непальском стиле"» в контексте: [...] - Часть 4. Перевал Чо Ла, Горакшеп, базовый лагерь Эвереста и Кала Патар [...]